m_alexander (m_alexander) wrote,
m_alexander
m_alexander

  • Mood:

Последняя часть статьи в "МиФ"(е)

Введите содержимое врезки
Всем привет!
Выкладываю последнюю часть своей статьи в нашей местной газете. Не для оценки, а общения для...

Игры разума
Для меня лично гипноз, гипнотерапия – тема с 25-летним стажем по интересу и 20-летним по практике. Интерес этот, тоже личный, не ослабевает и находит разнообразные воплощения, хотя бы даже и в существовании этой части статьи. В чем-то мне в историческом смысле, думаю, даже повезло, и путь гипнотерапии от директивных методик и «внушения» до Эриксоновской терапии и «нового гипноза» был пройден на моих глазах и в моей практике, остался как память о пациентах, просто случаях из собственной работы и в моем сердце...
Это и путь обучения и молодого интереса, от зачитанных буквально до дыр библиотечных книг-руководств с «рецептами» якобы абсолютно надежных методов лечения гипнозом, через «отэренные» ксерокопии материалов и фотографии книг с удивительными и сказочными для специалиста данными, подходами во времена телепсихотерапии и зарядки «крэма» через экран. Эти материалы пришли, как тогда говорили «оттуда», и не будем этого стесняться, ведь у них своя история, почти 60-летняя, и мы в ней не принимали участия не по своей воле. Знания и подходы Милтона Эриксона, Зейга, Бендлера и Гриндера и на Западе, кстати, как и у нас были не сразу приняты, но на самом деле помогали, работали и работают в честь и славу их создателей и для пациента. Вот учить было тогда у нас еще некому. Затем дорога пошла через семинары в разных областях бескрайней науки психотерапии, откуда-то и учителя появились в огромном количестве (их было больше, чем практиков), хорошо изданные книги. И так далее, и так далее – пациенты, клиенты, отдыхающие, ВСЕ и ВСЕ это очень и очень личное. Попробуем, насколько это возможно, просто в смысле интересно обсудить тему «про гипноз», ведь при этом слове чаще всего имеется в виду или тот самый «телевизионный гипноз» или его эстрадный вариант, который видел каждый, - но ведь мы-то про психотерапию, про медицину. Разница колоссальная, и это будет понятно ниже, и медицинский, еще так называемый Эриксоновской, сиречь «новый» гипноз (la nouvelle hypnose по Жану Годэну),- тема эта еще более интересная, чем «старый». Как только уточняется этот нюанс, сразу же спадает ажитация вопроса внушения, насилия и харизматического образа гипнотизера с горящим взором и происходит то, что называется «демистификацией гипноза». Все как бы успокаивается и встает на свои места. Определим же тему следующим образом: гипноз как психотерапевтическая методика и гипнотический транс – это состояние концентрации, фиксирования внутренних ресурсов и сосредоточения внимания пациента на своих собственных, значимых для личности вопросах в процессе их рассмотрения и нахождения решения. Сразу же уточняю, для устранения разночтений, что это привычное, обычное состояние, свойственное любому человеку. Естественный и спокойный пример из разряда современных субкультур, - это поездка в маршрутном такси: едут в микроавтобусе, прямо скажем, практически только наши тела, как пассажиров, выполняя стереотипные и регламентированные действия участников общественного процесса передачи оплаты, перемещения по салону и так далее в стиле «10 минут страха и вы на месте». А вот души пассажиров в разных своих местах в пространстве и времени, когда хороших и иногда, увы, не очень, судя по лицам и позам. И состояния эти могут быть более или менее «глубокими», в зависимости от личности и пройденного в жизни пути, места в салоне и … все же чем-то общие по структуре. Позволю цитату вышеупомянутых классиков: «у каждого(ой) СВОЙ транс». Тут же и следующая субкультура – связь, телевидение и телефония. Где НА САМОМ деле находится человек, при ходьбе разговаривающий по телефону (сидящий за телевизором, путешествующий по Интернету)? Давайте рассмотрим явление поближе, чтобы появилось понимание, или хотя бы ощущение, что мы можем двигаться дальше в понимании загадочного мира разума и души. Для этого можно бы было попробовать представить себе картину, когда под водой почти беззвучно плывет одинокая подводная лодка. В ее рубке, в центре корабля, несут вахту ответственные чины – вахта. На поверхности воды периодически поднимается ее, лодки, перископ, одновременно акустики слушают море, датчики на обшивке корабля и локаторы через экраны в этом главном отсеке отражают для вахты малейшие изменения внешней среды. Периодически зачитываются доклады о состоянии систем и органов (извините, отсеков). Кто-то в вахте больше доверяет и интересуется одними, кто-то другими данными, все офицеры – часть команды, все разные, и они все подчиняются капитану (его заместителю, если первый спит). А в лодке, вне этого отсека, течет и несколько иная, незаметная и важная жизнь – работают механизмы, готовится и потребляется пища, проводится учеба и прочее, прочее, по распорядку и регламенту, по уставу. И это все называется «автономное плавание». Можно и на дно лечь, и подо льды уйти, но задачу выполнить, - это главная цель. Порой звучит тревога, вахта среагировала, и все нити коммуникаций активизируются и замыкаются на командире, в рубке. Любят моряки свои корабли, и многим нам, сухопутным лодки нравятся, - может внутри этого явления скрыто что-то большее, чем аналогия?
Если разум человека следит за окружающим миром, положением в нем и занят безопасностью, неся свою вахту и отслеживая одну единицу поступающей информации за другой, согласно правилам и опыту, приказам командира слово за словом, знак за знаком, согласно приказу и уставу. Так в то же время душа занята жизне- и смыслообеспечением организма, собирая воедино и одновременно многие чувства, образы и звуки (но не речь и слова!), обеспечивая материальную часть выполнения главной задачи автономного плавания (извините, жизни) по своим главам и строкам устава. И кто более значим, кто менее, - вопрос риторический, и да пусть каждый занимается своим делом,- такой ответ имеет свой смысл. Нам при этом вряд ли придет в голову после этого обманывать входящими приказами вахту, менять на ходу устав или заставлять трюмную команду рисковать жизнью и здоровьем, предлагая выполнять глупые распоряжения, - ведь на кону главная задача плавания и желание вернуться в порт, домой целыми и невредимыми, там ведь ждут. Величественная картина и кажущаяся полная гармония. А ведь в жизни бывает и иначе, и есть, над чем задуматься и «людям на берегу» да и самой команде.
Мы же, вернувшись к теме, займемся эксплуатацией метафоры, так как процесс этот может быть самопродолжающимся и с моей, и с Вашей, надеюсь, стороны: в психотерапии можно обозначить доктора только как спасательное судно, а не эсминец-уничтожитель или охотник за подлодками, и это справедливо, когда подходишь с целью именно помощи. Иное – от лукавого или от противного. И на самом деле, ведь мы можем только рекомендовать подавшему сигнал бедствия из-под воды судну при возникающих проблемах через доступные и работоспособные системы связи использовать только то, что все еще есть на корабле. Узнать, во-первых, что же случилось по минимально понятным признакам возможно и без подробностей и истории случая, и уже потом, найдя контакт распределить или перераспределить имеющиеся ресурсы или имущество между страждущими (речь опять идет о тех же 17-ти верблюдах). Затем - применить доступное или возможные средства к примеру, средство и способ во благо обсудив с объектом, - благо, что связь есть. Ведь выполнять, при согласии, и ощущать любые результаты – им.
Мне бы не очень хотелось затрагивать «технологические» аспекты темы. Сейчас существует, как я уже упоминал, масса литературы и иных источников знаний в этой области. Задача этого раздела состоит в обзоре, возможном дальнейшем обсуждении на любом уровне (хвала интересующимся!), а руководство к действию в каждом случае еще не создано ни для одной науки и специальности в мире. Для утомленных аналогиями профессионалов в этой области знаний (и не только медиков!): функции и способы «присоединения», а именно так обозначают в гипнотерапии инициирующую коммуникацию, давным-давно известны и описаны. Предлагаю еще раз при желании рассмотреть подробнее и со стороны все предыдущие части этого раздела и статьи целиком, чтобы возникла своя идея о технике присоединения. Все как в танцах, - ведь девушка (юноша) всегда может согласиться, если смотрит на Вас (говорит, ведет себя) так. «Смотри на пациента», говаривал старик Эриксон ученикам, - «он тебя всему научит». Еще важнее попасть в ритм, а он всегда и у всех свой. Это уже «ведение», - тоже термин официального глоссария гипноза. Мы присоединяемся к чужому своему, чтобы сделать свое общим, давая возможность самовыражения и помня при этом про музыку танца. Здесь особенно актуален вопрос о том, что же такое психотерапия – искусство или ремесло?
Но самое главное то, как использовать достигнутую синхронизацию. Это называется у нас, психотерапевтов (ну ОЧЕНЬ технически!) «утилизацией»,- но это как раз то, ради чего все и происходит на приеме у врача. Это самое интересное и, скажем так, мистическое! Общий известный в психотерапии фрейм (рамка) личных допустимых изменений состоит как раз же в допустимом изменении этой рамки. Как если бы мы иначе посмотрели бы на существующий (вот кстати вопрос: о «существующем где?») порядок вещей. Каждый человек обладает памятью о славных и гармоничных состояниях души и тела. Им несть числа, ведь для сердца время всегда «сегодня». Последний день учебного года в школе как мироощущение междувременья, когда нет прошлого но еще не ожидаемое настоящее, и дорога из школы домой, и еще то самое, что было в при ЭТОМ в чувствах, и запах свежеиспеченного хлеба, и …И достигая их в своем разуме и сердце мы способны обрести некоторую часть той силы из образов, чувств и звуков (а есть и иные органы восприятия), которые и становятся основой изменений. Для них и термин нашелся – «синестезия», то есть «совместимое восприятие». Все очень честно, - запах хлеба всегда соответствует образу хлеба и его вкусу, и это приятно вообще. Если волею судеб мы забываем о чем-то хорошем образе, то знакомое чувство способно его напомнить, а звук – ощутить. И через это чудо как дара восприятия мира целиком – стать силой и основой для нового понимания. Как это происходит – мы можем и не спрашивать, да и кому задать вопрос? Что там, в нейронных цепях и синапсах случается здесь и сейчас? Наше восприятие способно помнить многое и исправлять (искажая во всех, хорошем и не очень смысле) все. Ведь есть главная цель, помните? Потому что на уровне разума все вышеизложенное имеет только прикладное значение, а на уровне интуиции может значить чуть больше, чем сказано.
В стратегических техниках гипнотерапии, как части психотерапевтической науки вопросы конфликтов и проблем, связанных с детством больше всего разработаны психоаналитиками. Каюсь, но мне трудно даже представить ту степень значимости, которую я, оказывается и придавал, но не осознавал, конечно, и даже не догадывался, пока мне не намекнули психоаналитики, ну, к примеру… Нет, все же не буду про это. Все равно ничего уже не воротишь… Хотя, что греха таить, на несколько мгновений попробуем представить себе, что можем перенестись на машине времени лет этак на …цать, назад, и по удивленным глазам, как по знаку свыше находим там проблемного, но хорошего мальчика (девочку) со знакомой прической и в той одежде, и тот ребенок видит нас… И наконец-то получит ту силу и поддержку, которая была и нужна ему, и кому, как не нам знать, когда и где, и как ему помочь, чем поддержать и уберечь? И мы можем сделать это, и пройдя через следующие годины, делясь и меняясь: помощь на радость свежести восприятия, знания без слов, на что-то очень по-человечески искреннее и важное, да и кому знать, что и когда нужно, как не самым близким. И ближе некому. И потом туда, «назад в будущее», где видно, как все станет, когда будет и по-иному и лучше, решится то, что сейчас, в том прошлом было трудным… И где эти «сейчас» и «тогда»? Все возможно в чудном и мистическом мире воображения. И эта обозначаемая «возрастная регрессия» тоже практически осуществима, ведь есть же главная цель? Она у каждого, как и транс, своя.
Издревле хороший рассказ ценился. Гомер стал бессмертным своими творениями, и их передавали только из уст в уста веками, пока не запечатлели в рукописи совсем недавно. И ведь ценность таких книг в их личной значимости для человека, в отклике, который дает разум и душа, в искренности посыла. Вот почти и весь секрет, наверное. Остальное – тайна и волшебство, иначе, почему хорошая история для человека становится своей? Кто-то скажет, что метафора запускает «трансдеривационный поиск», и выплеснет с водой ребенка (это тоже метафора). Потеряется вся прелесть и обаяние истории, рассказа, анекдота. Что-то нравится, что-то нет, но это «трогает» и помогает найти свое. Это инвентарь психотерапии, это предмет интереса и тайны, даже интриги. Так сказать, «я не знаю, как, но один мой друг (Джо, кажется), в таком случае … и тогда…», так и называется – «мой друг Джо». Все честно, потому что Джо (Иван, Жан) на самом деле существовал (существует), и он сделал так, как он сделал, и это дало тот результат. Нет необходимости стесняться чужих успехов и решений,- человек в истории всегда использовал чужой опыт, и кому, как не врачу рассказать в уместной ситуации об этом? Доктора - они не Гомеры, конечно, но все же попробовать можно ради цели? А в пианиста не стреляют – он играет так, как может (из объявлений над фортепиано тапера). Так что строим истории, простые и сложные, иногда вложенные (каскадом три в одной), да по выкройке пациента и в его честь, да и чтоб интересно было всем,- ну, и доктору тоже… Вы все поняли? Замечательным финалом будут слова главного героя книги братьев Стругацких «Пикник на обочине», когда у «золотого шара»,- исполняющего любое искреннее, но единственное пожелание артефакта пришельцев(?) он в том самом трансе сказал: «…ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов – СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!».
Дело все в том, что на этом тема психотерапии, а в ее границах гипнотерапии или утилизации транса на этом совсем не исчерпывается. И, конечно же, работа доктора одной только утилизацией не заканчивается,- скорее всего, это ее «вершина». Только наличествующий диагноз (в рамках МКБ10) и определение типа и психологии личности позволяют сформулировать тактику лечения, частоту и интенсивность работы, постгипнотические внушения, и дать «домашнее задание». Это еще одна методика: исследователями замечено на примере двух групп пианистов, что выученная партитура в состоянии транса с мануальной имитацией исполнения в одном случае, затем значительно выигрывала в качестве восприятия слушателями по сравнению с мысленной имитацией при подготовке в другой. Так же я не смог затронуть интереснейшую тему амнезии в гипнозе и жизни, и не рассказал о «февральском человеке» Эриксона, работе с болью и множественных личностях. И многое, многое другое, что возможно могло бы еще заинтересовать читателя, и предлагается к возможному дальнейшему изложению и обсуждению, о чем будет сказано ниже.
Формат статьи не позволяет расширить частные вопросы методик психотерапии до размера всей статьи, или, наоборот, свести всю психотерапию к чему-то общему. Это просто невозможно, хотя этим грешат некоторые, так скажем, направления науки и культы, и, что самое главное, не входит в задачи и компетенцию автора. Психотерапия – наука весьма разносторонняя, и в ней есть место и своей метафоре главной цели.
Автор данной статьи, врач-психотерапевт I категории Минаков А.Н. искренне открыт для общения, дискуссий и обсуждений любых тем, включая и, так сказать, «заявленные» в данной статье. Вы можете найти меня на Интернет-блоге Live Journal как m_alexander (или через поиск по интересу к психотерапии), где и будет выставлена полная авторская версия статьи, а так же по адресу в Интернете: minakoff@yandex.ru.
Хочу высказать особую благодарность редакции газеты «Медицина и Фармация» за предоставленную ими возможность для изложения позиций статьи в настоящем и, надеюсь, будущем. Спасибо за терпение, принятие и понимание.

13.10.2006

Subscribe

  • AFAIR

    Оригинал взят у al_med в AFAIR Я решил собрать самые употребительные аббревиатуры, принятые в интернете, как памятку самому себе, -…

  • Нейрология.

    Отсюда

  • (no subject)

    Вы можете использовать ЭТО чтобы слушать звуки природы пока читаете, медитируете или просто ради удовольствия. Для того чтобы что-то звучало,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments